В разные времена и в разных культурах оно всегда служило украшением. Но помимо этого наделялось и важными символическими значениями, и использовалось в повседневной жизни. Например, когда-то ободок из металла не только украшал руку стрелка-лучника, но и защищал палец от повреждения.
Появились кольца предположительно в Древнем Египте и сразу же стали знаком привилегированного положения владельца: их носили те, кому была дана власть, в – фараоны. Кольца играли роль печати; передача кольца означала передачу власти. Со временем золотые кольца начали носить как украшение богатые египтянки, а серебряные, бронзовые, из стекла или глины – менее состоятельные жительницы страны. Там же, в Египте, впервые появились обручальные кольца из золота: их надевали на безымянный палец левой руки, поскольку верили, что именно от этого пальца прямо к сердцу ведет «артерия любви».
Кольцо имеет форму замкнутого круга, а потому символизирует бесконечность и вечность – как Солнце, изо дня в день повторяющее свой путь по небосводу, неподвластное времени. Именно кольцо или перстень является источником власти, главным достоянием сказочных волшебников. Помните? Именно в нем заключается магическая сила, превращающая обыкновенного человека в чародея – достаточно лишь повернуть кольцо на пальце или бросить через себя. Многие и сегодня верят в «свое» кольцо – то, которое охраняет от «дурного глаза», придает силы, приносит удачу и… кончено, украшает. Поэтому важно уметь выбрать из предлагаемого многообразия кольцо для себя.
Сложное строение кольца обыкновенного.
Кольцо кажется одним из самых простых по конструкции украшений. Однако есть ряд профессиональных тонкостей, которые влияют на качество кольца, его удобство в носке, долговечность.
Основа любого кольца – ободок, надеваемый на палец, или шинка. Кольцо без драгоценных каменей (на ювелирном языке – «бескаменка» ) чаще всего состоит только из шинки, поверхность которой может быть гладкой, с насечками, декорированной эмалью, чернью, гравировкой, чеканкой, финифтью и т.д. Кольцо с ювелирным камнем (вставкой) состоит уже из двух основных элементов: шинки и верхушки. Верхушка может нести один или несколько камней, декоративные элементы из металла – это зависит от художественного замысла мастера и выбранного дизайна. Камни верхушки могут располагаться по отдельности или группами, создавая цельную композицию.
Но, независимо от дизайна, каждому камню уделяется особое внимание. Все вставки закрепляются отдельно, каждая – на своем месте, определенным, выбранным мастером, способом. Место крепления единичной вставки называется «кастом». А комбинация кастов, объединяющая все вставки в единую композицию – оправой.